Уважаемые мамы и папы!

Если вы хотите подготовить ребёнка к школе, то больше с ним играйте! Да, да, играйте! В игре у ребёнка формируются все необходимые качества, необходимые первокласснику!
Сегодня мы поиграем в игры на развитие мелкой моторики.


УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКАМИ ИЛИ КАРАНДАШАМИ

«Добываем огонь»
С напряжением прокатывать между ладоней сначала гладкий, а затем ребристый карандаш;
«Напряжение и расслабление»
«Ломать», выкручивать, растягивать палочку (по окончании упражнения возникшее в руках напряжение сменится естественным расслаблением);
«Качаем карандаш»
Упираясь концами (не заточенного) карандаша в центр ладоней, вращать кисти рук перпендикулярно карандашу, стараясь не уронить его. Медленно поднимать руки над головой и опускать вниз, продолжая удерживать карандаш (повторить 2-3 раза);
«Колодец»
Это упражнение выполняется вдвоём: пара строит «колодец», беря каждый карандаш пальцами за концы - с одной стороны один партнер, а с другой - другой.
«Пропеллер»
Вращать между пальцами карандаш (в движении должны участвовать все ''" пальцы);
«Собираем карандаши -1»
Разложить на столе 10-15 карандашей. Одной рукой собрать все карандаши, но брать их по одному. Затем класть их на стол по одному;
«Собираем карандаши - 2»
Поднимать карандаши с пола, удерживая каждый отдельно за концы одноименными пальцами левой и правой кистей;
«Маятник»
С минимальными мышечными движениями покачивать карандаш, слегка удерживая его двумя пальцами;
«Бегущие пальцы»
Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша от одного конца до другого вперед и назад;
«Ползущий карандаш»
Удерживая карандаш между пальцами, ослабить нажим настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз;
«Шаги»
Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать «шага» по столу. Следить, чтобы карандаш не выпал из пальцев.
«Перекати»
Перекатывать карандаш с ладони на ладонь - движения осуществляются с минимальными мышечными усилиями, без движения, корпусом. Карандаш перекатывается за счет движения обеих рук.
«Перебрось»
Перебрасывать карандаш из руки в руку. (Дистанция между руками постепенно увеличивается, зрительный контроль уменьшается, скорость движения возрастает). Данное упражнение позволяет развивать быстроту реакции.
«Перебрось и поймай»
Подбрасывать и ловить карандаш. Движение осуществляется сначала ведущей рукой хватом снизу. Карандаш или палочка подбрасывается вверх с минимальными усилиями. Высота подброса постепенно увеличивается, зрительный контроль снижается. Затем аналогичное движение осуществляется хватом сверху, при этом палочка как бы ненадолго отпускается и снова ловится. Также движения выполняются другой рукой.

УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ (ТЕННИСНЫМ)

Первая проблема при работе с мячом - выдержать бурную реакцию ребенка.
Чтобы ребенок почувствовал мяч в своей руке полезно попросить ребенка закрыть глаза и ощупать мяч: какой он - теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и т.д.
Следует обратить внимание ребенка на дыхание - оно должно быть ровным и спокойным.
• Бросать мяч об пол и ловить его двумя руками. Важно наблюдать за тем, как ребенок бросает мяч. Сдерживает ли он дыхание, или оно свободно? Поджатые губы, наморщенный лоб - свидетельство того, что ребенок излишне напряжен. При таком напряжении возникает блокирование энергии, и мяч не совершает того движения, какое хочет бросающий. Некоторые дети испытывают беспокойство, когда ловят мяч (сдавливают его, напрягают руки, сжимают ладони), и не могут поймать его;
«Сжимаем мяч»
Максимально сдавливать мяч обеими руками на разных уровнях спереди и сзади, стараясь давить на мяч как можно дольше;
«Жонглер»
Побрасывать мяч вверх попеременно обеими руками. При этом рука максимально расслаблена и расстояние мяча от ладони такое, что позволяет постепенно контролировать мяч, не роняя его, затем расстояние постепенно увеличивается;
«Пинг - понг»
Перебрасывать мяч из одной руки в другую. Кисти рук параллельны друг другу;
«Капкан»
Подбрасывать мяч попеременно левой и правой рукой и ловить хватом сверху и снизу;
«Перехват»
Перекладывать мяч из одной руки в другую вокруг себя. При этом руки находятся в различных положениях (на уровне шеи, пояса, таза);
«Восьмерка»
Перекладывать мяч из одной руки в другую «восьмеркой» через расставленные ноги;
«Тянемся за мячом»
Стоя на коленях, повернуть корпус влево и положить мяч как можно дальше от себя. Вернуться в и.п., затем, закрыть глаза, повернуться влево и взять мяч. Те же движения выполнить в правую сторону;
«Маятник»
Сидя, ноги расставлены. Наклониться, прокатывать мяч от одной руки к другой. Повторить движения с закрытыми глазами;
«Пас»
Стоя в парах друг против друга, прокатывать друг другу мяч.(после освоения упражнения одновременно прокатывать друг другу 2 мяча в разных направлениях и ловить их);
«Ходьба с мячом»
Зажать мяч между 2-м стопами и передвигаться по комнате;
«Массаж стоп»
Стоя на одной ноге, прокатывать мяч стопой другой ноги. Упражнение выполнять попеременно обеими ногами;
«Футболист -1»
Прокатывать мяч то одной, то другой ногой. Движение осуществляется подошвенной частью стопы с максимальным давлением на мяч. Стопа постоянно контролирует движение мяча, не упуская "его.
«Футболист - 2»
Положить мяч на пол. Осторожно толкая мяч ногой вперед, двигаться за ним по комнате.

УПРАЖНЕНИЯ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ

(камешки, орехи, желуди и др.)
«Ходьба с камнем»
С небольшим камешком на голове ребенок передвигается по комнате, стараясь не уронить камешек;
«Следопыты»
Ребенок закрывает глаза и вытягивает перед собой раскрытые ладони, на одну из них кладется камешек (орех, желудь, каштан и др.). не открывая глаз, надо назвать руку, в которой лежит предмет и определить, какой предмет лежит на ладони: тяжелый или легкий, маленький или большой, теплый или холодный. Можно попробовать угадать цвет. Затем ребенок открывает глаза и сравнивает предмет со своими предположениями.
«В какой руке предмет?»
Упражнение выполняется в парах. Двое садятся друг против друга. Один кладет камень за спину в какую-либо руку и вытягивает руки перед собой. Другой пытается отгадать, в какой руке лежит предмет.

УПРАЖНЕНИЯ С МОНЕТАМИ
Все упражнения выполняются в игровой форме. Начинать с простых упражнений, постепенно их усложняя. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно, подбираются различные по массе и размеру монеты, монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем - с закрытыми.
«Удерживаем монеты -1»
На один палец раскрытой ладони положить монету. Ребенок должен пошевелить этим пальцем так, чтобы монета не упала. Как только ему это удается, на другой палец кладется вторая монета, и так до тех пор, пока все пальцы не будут удерживать монеты. На первом этапе (при наличии одной монеты на пальце) можно предложить ребенку, удерживая монету, перемещаться по комнате. При этом работает и мелкая и крупная мускулатура, а ребенок фиксирует внимание на монете.
«Удерживаем монеты - 2»
Держать монету на одном пальце вытянутой руки, стараясь не уронить ее. Затем поднять ногу, удерживая равновесие, и не роняя монету.
«Удерживаем монеты - 3»
Разложить монеты на пальцах раскрытой ладони, затем при помощи партнера уложить монеты на кончиках пальцев другой руки. Двигаться, стараясь не уронить монеты, сначала со зрительным контролем, потом без него.
«Ловим монету»
Подбрасывать монету вверх и ловить её. (Вначале монета подбрасывается невысоко, затем предлагается подкидывать монету всё выше и выше).

«Отгадай, в какой руке?»
Проводится так же, как в игре с камешками «В какой руке предмет?»

УПРАЖНЕНИЕ С ЧЕТКАМИ

Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал: дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых четок, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание четок нормализует ритм дыхания, успокаивает.
Полезно перебирать четки или бусы, сопровождая движения рук речью - чтением стихотворения или скороговорки.

Успехов Вам, дорогие наши папы и мамы!
 

Говорят дети и не только...
Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! /Януш Корчак
Творчество наших детей
© 2010 - 2018 гг. Детский сад “Колокольчик”. г. Краснодар   Создание сайта МастерФлеш