Психолог в детском саду

Во многих детских садах сейчас работают психологи. Не нужно пугаться, если психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. И ни в коем случае не следует отождествлять этого специалиста с психиатром или невропатологом и консультироваться у него по поводу приема лекарственных препаратов. Чтобы не следовать непрофессиональным советам и не путать, что входит в компетенцию того или иного специалиста, следует ознакомиться со следующей информацией.

Психиатр – врач в области профилактики, диагностики и лечения психических расстройств. Он назначает лекарства и лечит с помощью различных видов психотерапии. Многие направления современной психотерапии разработали врачи-психиатры.

Психотерапевт – специалист с высшим медицинским образованием и подготовкой в области психотерапии. В большинстве западных стран для работы психотерапевтом медицинское образование не обязательно. Им может быть и человек с высшим гуманитарным образованием, который прошел специальное обучение в области психотерапии, включающее более сотни часов работы с клиентами под руководством супервизора – более опытного наставника.

Психоаналитик – специалист, владеющий методами психоанализа. Обучение этой профессии - процесс длительный: последипломная психоаналитическая подготовка занимает не менее восьми лет плюс несколько лет на процесс собственного психоанализа. В России таких специалистов пока ещё мало.

Психолог – выпускник психологического факультета ВУЗа, имеющий специализацию в одной из отраслей психологии – социальной, возрастной, клинической, нейропсихологии… Как правило, работает в компаниях, фирмах, школах и детских садах, больницах и т.д.

Психолог-консультант – специалист с высшим психологическим образованием, владеющий одним или несколькими психотерапевтическими методами. Уточнение «консультант» дает возможность заниматься психотерапевтической практикой психологам без медицинского образования.

Психолог детского сада располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка. И приглашает вас на беседу он, скорее всего, для того, чтобы поделиться этой информацией.

Родители и сами, не дожидаясь приглашения, могут прийти на прием к психологу, если их интересуют:

Уровень развития способностей ребенка;

Его самооценка;

Положение, которое он занимает в группе среди сверстников;

Отношение ребенка к воспитателям;

Уровень его тревожности или агрессии;

Если у вас появилась проблема, и вы готовы её сформулировать, психолог постарается помочь выявить причины её возникновения. С помощью надежных и апробированных методик, тестов и опросников он выработает рекомендации, следование которым поможет скорректировать нежелательные проявления в поведении вашего ребенка. Психолог также поможет подобрать литературу о развитии детей, об играх и пособиях, необходимых для дошкольников.

Эгоизм ребенка или родителя?

Есть определенна категория семей, которые обзаводятся потомством в силу социальной престижности роли родителей. Не всё же в мальчиках и девочках ходить! Да и со знакомыми есть о чем поговорить. «Ну, как там ваш Вовик?» «О!...» – и начинается длинный рассказ об исключительности собственного чада или, напротив, тяжести и непомерной ответственности роли отца, матери такого непоседливого, равно упрямого, капризного, подающего надежды, болезненного ребенка. Как правило, такие семьи обладают немалым материальным достатком. И, обзаведясь сыном или дочерью, считают свой долг выполненным, а собственное стремление к стяжательству, приобщению к высшим кругам общества теперь объясняется интересами ребенка. Всё делается для него, ради его же блага. В то же время ребенок не просто лишается возможности расти и развиваться в кругу родных братьев и сестер, а и собственных родителей видит не так уж и часто. Обычно супруг решает финансовые проблемы семьи, а жена занимается обустройством жилья, своей внешностью, ведет светский образ жизни.

Родительская  любовь  выражается  в  том,  что  малыша  заваливают  игрушками,  при  желании  наводняют  дом  экзотическими  животными («Не  дворняжку  же  в  квартире  держать!»).  И  вот  единственным  близким  другом  таких детей  становится  какой-нибудь  бультерьер  или  японский  пекинес.  Но  никакая самая  замечательная  и  сверхсовременная  игрушка  не  заменят  ребенку  общения  с  близкими  и  дорогими  людьми.  Никакой  самый  умный  и  породистый пес  не  сравнится  с  братишкой  или  сестренкой.

Эгоистическое решение после рождения одного малыша пожить для себя очень скоро оборачивается проблемами жесткого эгоизма собственного сына или дочери. Нередки сетования родителей на истеричность детей. Они способны закатить скандал с настоящей истерикой по поводу кофточки или туфелек, забытых дома и не взятых на дачу. Иногда взрослые жалуются на безобразные выходки малышей. Это может быть ботинок, запущенный прямо в именинный торт на дне рождения, или кипятильник, опущенный в аквариум с рыбками у кого-нибудь в гостях. Поводом для подобных действий обычно служит отказ ребенку в его просьбе, выраженной неподобающим образом. Например, криками: «Немедленно пошли домой! Здесь даже мультфильмов про Микки Мауса нет». Спровоцировать истерику может и желание ребенка отомстить родителям за недостаточное внимание к его персоне, постоянную занятость делами. Эгоизм, жестокость и изобретательность таких детей не знают предела. И всё это не от хорошей жизни.

Ребенок-эгоист – это всегда творение рук собственных родителей, продукт того образа жизни, который видит малыш. Чем еще кроме капризов, истерик и выходок может он выразить свое недовольство, если три часа приходится сидеть с мамой где-нибудь в ресторане, да еще и вести себя прилично. Как не быть эгоисткой девочке, имеющей вместо сестры по 5-7 кукол Беби-Борн, Братс, Мокси. Негативное поведение – лишь детский способ протеста против психологического одиночества.

Чтобы хоть как-то изменить дело, здесь нужно работать не с ребенком, а с семьей, ее личностной психологической разобщенностью, системой ценностей взрослых членов семьи, их взаимоотношениями с тем, кому они дали жизнь, а потом наполнили ее не любовью и пониманием, а лишь символами достатка и благополучия.

Детские слёзы

Детские слёзы – явление вполне обычное. Это своеобразный предъязык, усвоенный ребенком ещё в младенчестве и успешно применяемый и в более позднем возрасте.

У детского плача множество оттенков и смыслов: бывает плач как испуг, как обида, как  боль, как желание, как горе, как способ привлечь внимание, как недовольство, как каприз, как манипуляция, как требование свободы, как непонятость другими, как разочарование, как недостижения желаемого, как осознание невозможности чего-либо и т.п.

Плач, слёзы лишь дополняют арсенал человеческих средств общения, делая его более разнообразным, гибким и универсальным. Другое дело, что не всем доступны его приёмы, поскольку они сложны для понимания и правильной интерпретации. Тогда-то первые, незамутнённые результатами неудачного взаимодействия со взрослыми, «такты» детского плача дополняются и искажаются оттенками обиды, разочарования, желания усилить вызванную реакцию.

Поэтому очень важно уметь по плачу ребенка понять, чего он хочет, поскольку плачущий малыш говорит с трудом, если вообще на это способен, а мимика его искажена общим выражением страдания. Если же взрослые любыми средствами стараются лишь прекратить этот процесс, поскольку слёзы, крики, плач детей действует им на нервы, то они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ребёнком, а воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.

Даже самые любящие родители не смогут оградить детей от всех жизненных неприятностей. Человека, пусть пока и маленького, нельзя постоянно держать под «стеклянным колпаком». Поэтому самая лучшая тактика в общении с детьми – это дать им право оставаться такими, как они есть. Не проявлять свою раздражительность и сверхозабоченность в ответ на их непрерывные слёзы, рёв и плач. (Чувство вины за ваше настроение лишь усугубит состояние такого мальчика или девочки.) А побыть с ним рядом, дать ему почувствовать вашу готовность прийти ему на помощь – это очень важно для ребенка. Можно попробовать переключить внимание малыша на другое, но не абстрактное, а сугубо конкретное (другой вид деятельности, другой круг общения, дать ему простое, но четкое предметное задание).

Может быть, кого-то из родителей успокоит тот факт, что чрезмерная высокая чувствительность проходит со временем.  Вряд ли кто-то останется слезливым, эмоционально незащищенным на всю жизнь. Когда у ребенка начнут активно формироваться механизмы волевой регуляции своего поведения (обычно это происходит к 10-15 годам), то нежелательные эффекты исчезнут сами собой, без специальных усилий со стороны взрослых.

Не забывайте о том, что высокая эмоциональная чувствительность самым тесным образом связана с отзывчивостью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!

Поэтому, как ни странно звучит этот призыв, – прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слёзы. Плач и слёзы – это язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.

С уважением ваша Фея Психологии.

 

Говорят дети и не только...
Каждый человек виновен во всем хорошем, чего он не сделал в своей жизни.
Творчество наших детей
© 2010 - 2018 гг. Детский сад “Колокольчик”. г. Краснодар   Создание сайта МастерФлеш