«МНЕМОТЕХНИКА И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
 

Уважаемые коллеги! Мы, воспитатели, работая с детьми, всё чаще сталкиваемся с проблемой формирования связной речи у детей. И особую трудность испытывают дети в развитии монологической речи. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, ведь ребёнку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, напряженного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь более сложна в лингвистическом отношении, т.к. опирается на логически последовательном мышлении. Поэтому, чтобы речь была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения. Как же нам с вами помочь нашим детям в решении не простой задачи?
Думаю, над подобным вопросом задумывался каждый. Я, начиная работать с детьми младшего возраста, уже тогда задавалась этим вопросом. И старалась использовать различные методы и приемы. Использовала в своей работе различные игры. Но наиболее эффективной оказалась мнемоника или мнемотехника. Что же это такое? Это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. А ведь это так важно для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств. Наглядный материал усваивается лучше вербального. Я заметила, что использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем- либо уже хорошо известным. Суть метода – использование не изображения предмета, а символа для опосредованного запоминания. Это очень облегчает детям поиск и запоминание слов. Как научить детей пользоваться этим методом?
Детям младшего возраста даём готовые обозначения с обязательным пояснением- расшифровкой. А с детьми постарше играем в игры- упражнения на самостоятельную шифровку слов. Сначала работаем со словом. Даем слово- «ребёнок», его символическое обозначение:
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Даем упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.
Освоив игру со словом, переходим к поэтапному кодированию сочетания слов «звонкая песня»:
Когда ребёнок будет называтьсочетания слов по свои символам, перходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, «Жили были дед и баба».
А уж после победы над предложением работаем над четверостишьем, стихотворением. Например, «Над голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег блестит…»
,
Усвоив нехитрый прием запоминания и воспроизведения по условным символам слова, словосочетания, предложения, стихотворения, ребёнок сам себе сможет помочь в запоминаниии и воспроизведении любой необходимой информации. А это в свою очередь поможет детям в обогащении словарного запаса, составлению пересказа и придумыванию своих рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок.И в целом развитию связной речи!
Воспитатель НДОЧУ ДС ОВ «Колокольчик»   Киселева Светлана Николаевна.

«ФОНОРИТМИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ»

Материал разработан творческой группой НДОЧУ «ДС общеразвивающего вида «Колокольчик» г. Краснодара:

Краснопольская Л.Б., заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе, высшая квалификационная категория;

Лазуткина В.В., педагог-психолог, высшая квалификационная категория;

Чернышева З.В., учитель-логопед, первая квалификационная категории;

Ермоленко Н.А., музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория;

Ребенок познает мир через движения и эмоции. Однако в настоящее время возросло количество детей с теми или иными нарушениями в эмоционально-личностной, поведенческой и речевой сферах. Это приводит к искаженному восприятию окружающего.

Традиционно дети с нарушениями в развитии направляются в специализированные учреждения и группы. В силу разных причин не все дети с данными нарушениями получают специализированную помощь. И многие из них посещают учреждения общеразвивающего вида.

Нарушение речи в той или иной степени негативно влияет на психическое, физическое, умственное развитие детей. Это отражается на их деятельности, поведении, формировании личности: вызывает расстройства эмоционально-волевой сферы, приводит к возникновению негативных качеств характера (нерешительность, замкнутость, страхи и т.д.). Многим детям свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация. В разное время проблемами в развитии нейропсихологических процессов занимались  известные врачи психофизиологи и нейропсихологи Лурия А.Р., Цветкова Л.С., Сиротюк А.Л., Бадалян Л.О., Гарбузов В.И., на научные труды которых опирались.

В нашем детском саду есть следующие специалисты: педагог-психолог, учитель – логопед на базе логопедического пункта, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог по изобразительной деятельности. Коллектив творчески работает над задачами полноценного и всестороннего развития детей. Но проблема воспитания и развития детей с нарушениями коснулась и нас. Несколько лет назад каждый специалист пытался решать эту проблему самостоятельно. Но в силу ряда обстоятельств это не дало положительных результатов. Обсудив наши возможности, было принято решение объединить усилия следующих педагогов: учителя-логопеда, педагога-психолога и музыкального руководителя.

 Наблюдая за детьми в период адаптации и в различных видах деятельности в дальнейшем, собирая анамнез через анализ медицинских карт, анкетирование и беседы с родителями, мы получаем информацию о состоянии здоровья и возможных нарушениях в развитии ребенка. Что дает нам возможность выявления проблем на ранних этапах. Детей со сложными нарушениями мы выводили через ПМПК «Детство» в специализированные учреждения. Но большинство детей с обозначенными нарушениями остаются в детском саду. И мы, педагоги детского сада общеразвивающего вида, стараемся оказать этим детям максимально возможную помощь.

Преодолеть негативные проявления, а так же оказать профилактическую помощь здоровым детям, на наш взгляд, помогут фоноритмические упражнения с элементами психогимнастики.

Фоноритмические упражнения с элементами психогимнастики – это одна из форм активной работы с детьми, которая ставит перед собой цель – профилактика нарушений речи и решает ряд задач:

- развитие чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умение ритмично, выразительно двигаться в соответствии с образом;

- выработка правильного речевого дыхания, что способствует улучшению общего самочувствия;

- улучшение фонематического слуха;

- развитие общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики;

- умение расслабляться, снимать напряжение;

- воспитание личностных качеств, уверенности в себе, смелости, решительности, чувства коллективизма;

- выработка красивой осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве, укрепление костно-мышечного аппарата.

Исходя из этих задач, был составлен тематический план занятий на учебный год, который соответствует лексическим темам познавательных занятий в детском саду. Ознакомившись с имеющейся методической литературой по данному вопросу, мы разработали подробные планы – конспекты специальных занятий по фонетической ритмике с элементами психогимнастики с учетом возрастных особенностей детей.

Занятия по структуре схожи с физкультурными. Они имеют подготовительную, основную и заключительную части.

Каждая часть имеет свои составные элементы:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ – это ритуалы приветствия, вводные мини-беседы с применением мнемотаблиц, элементы устного народного творчества,  упражнения с использованием основных движений (ходьба, бег, прыжки и др.), а также отдельные танцевальные движения, игры и упражнения на внимание, дыхательные, психогимнастические упражнения.

ОСНОВНАЯ – это ритмические и ритмопластические упражнения, этюды – импровизации, элементы вокалотерапии, предлагаемые в игровой форме, упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и мимической моторики; фонопедические упражнения, разучивание четверостиший и чистоговорок со звукоподражанием.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ – это релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального возбуждения, содействие закреплению навыков релаксации и правильного дыхания.

Занятия проводятся с детьми, начиная со средней группы, 1 раз в неделю по подгруппам 8-10 человек.

Движения, речевой материал, комплексы мелкой, мимической и артикуляционной гимнастик предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с педагогом (логопедом, психологом, музруководителем).

В занятии противоположные по характеру движения чередуются: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Это рефлекторно влияет на гармонизацию психики, особенно гипо- и гиперактивных детей, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения. Упражнения подбираем эмоционально насыщенные, которые носят игровой характер и приносят детям радость и удовлетворение. Чаще всего движения содержат какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Почти все упражнения, игры сопровождаются музыкой, помогающей создать соответствующий настрой.

Речь педагога выразительна, интонационно окрашена, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем самостоятельное использование в играх и в жизненных ситуациях.

Во всех упражнениях стихотворные строки, которые широко используются в работе с детьми, изначально произносит педагог, а дети подговаривают и выполняют движения, согласовывая их с текстом.

На занятии дети получают возможность использовать  речь в различных её формах (от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы).

На протяжении всего занятия используется музыкальное сопровождение ко всем его составным частям. Музыка оказывает огромное влияние на развитие ребенка: гармонизация взаимодействия полушарий головного мозга (мелодической строй музыки воздействует на правое полушарие мозга, музыкальные ритмы  -  на левое) и содействие выравниванию и стабилизации биоритмов (семь нот гаммы соответствуют биоритмам человека, а музыкальные вибрации позволяют ускорить процессы восстановления здоровья, нормализуют энергоинформационный объем, влияют на модель поведения).

Используемые музыкальные, танцевальные и двигательные упражнения развивают пластику, гибкость, снимают мышечные зажимы, способствуют снижению агрессивности и страхов.

Мы учим детей способам мышечного расслабления (используем тренинговую программу О.В. Хухлаевой). Применяем фонопедические методы по В. Емельянову – звукоподражание в стихотворной форме. Например, упражнение «Машина»:

накачаем шины – с-с-с, з-з-з, ш-ш-ш, ж-ж-ж.                                                   

                                                      На машине едем к маме,

                                                      Мы не ели, мы не спали,

                                                      Целый день мы за рулем,

                                                      Все нам было нипочем.

Все структурные элементы занятия тесно переплетены между собой и органично связаны одной темой.

По окончании занятия коллектив педагогов формулирует для воспитателей рекомендации по работе с детьми.

Благодаря комплексному подходу в решении поставленных задач, использовании системы методов психологии и педагогики оздоровления, обеспечивается полноценное развитие детей….

Тесное взаимодействие педагогов детского сада на основе хорошо продуманной и налаженной системы работы с детьми дают эффективность и стабильность результатов.

В результате проведенной работы у детей формируется уверенность в действиях, развиваются самоконтроль, происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение, улучшается эмоциональное самочувствие, звукопроизношение, фонематическое восприятие. Состояние здоровья в целом тоже улучшается.

 Данный материал стал победителем городского творческого конкурса педагогических идей «Педагог – педагогу» в номинации «Детство  - разноцветный мир эмоций» среди методических разработок.

 

Говорят дети и не только...
Многие детские игры - подражание серьёзной деятельности взрослых. /Януш Корчак
Творчество наших детей
© 2010 - 2018 гг. Детский сад “Колокольчик”. г. Краснодар   Создание сайта МастерФлеш